Стоит ли наказывать или поощрять ребенка за оценки

Наказывать ли за плохие оценки?
Наказывать ли за плохие оценки?

Когда наш ребенок подрастает и идет в школу, мы, рано или поздно, задаем себе вопрос «стоит ли наказывать или поощрять ребенка за оценки

При этом мы зачастую действуем методом «тыка», всякий раз совершая собственные ошибки. Причем, опыт других родителей нас ничему не учит. И все же, а как бы вы ответили на этот вопрос?

Вспоминая собственное детство и  действия своих родителей, я сейчас вижу, как они пытались найти собственный путь выработки нашей (детской) мотивации к учебе.

Когда я пошла в первый класс (а учиться я очень хотела), то мои первые две оценки были : тройка по арифметике и тройка по письму. При этом мне казалось, что я очень-очень старалась выполнить задание. Я чувствовала огромное разочарование и не понимала, за что же учительница так занизила мне оценку. Мама тоже была огорчена.

Тогда, по-моему мы обе поняли, что учиться мне будет не просто. С тех пор началась муштра. Многократное переписывание домашнего задания до тех пор, пока оно не будет написано безукоризненно. Я помню, что мама, как-то уже поздним вечером после седьмой моей безуспешной попытки выполнить упражнение без помарок пригрозила сжечь мои куклы в печке. Отчаянию моему не было предела, и я не верила, что эта пытка домашним заданием когда-либо закончится. Тем не менее, в первом классе я вышла в твердые хорошистки и имела среди всех пятерок только две четверки.

 При этом я также помню, что в том году я тяжело перенесла обычную корь с осложнением на уши (отит) и воспалением легких. В больнице провела целый месяц. Вот такие вот получились незапланированные каникулы от школы. Следует помнить, что система оценок в школе способствует к проявлению стресса у детей.

Помню, мама не выпускала меня на улицу гулять, если я получала тройку. Мне предстояло сидеть на табурете возле батареи и учить задание, по которому я получила тройку. Когда же учеба выправилась, она сказала, что скоро не будет выпускать меня гулять и за четверки. Я помню, что это был триумф её воспитательной системы. «Кнут» действовал безотказно. Тогда я не поверила её угрозе. Но мама была обо мне лучшего мнения и свято верила в то, что волшебный кнут сможет сделать из меня круглую отличницу, не делающую ни одной ошибки.

Когда я перешла уже в третий класс, мама решила взяться за мою учебу и выполнила свою угрозу: стала лишать меня прогулок за полученные четверки. Моему горю не было предела, потому что, как бы я не старалась, мне не удавалось делать домашние задания без помарок или ошибок. А гулять хотелось очень: с улицы доносились звонкие голоса моих друзей, веселое треньканье велосипедных звонков и звонкое шлепанье мяча по асфальту – все это просто ударяло в ноги – и они сами несли меня в распахнутый мир детских игр и приключений, подальше от тетрадок и статичных книжек в унылой домашней обстановке.

А для того, чтобы счастью не было предела, я, приходя домой из школы, громко с порога рапортовала: «пять, пять, пять! По чтению, по арифметике в тетради и по письму у доски!». С небольшими вариациями. Другие оценки просто перевелись в моем лексиконе. Пару месяцев мама просто парила в эйфории от моих успехов, даже не заглядывая в мои тетради. Но однажды эта идиллия закончилась. Видимо, она что-то заподозрила, или просто очнулась от моего наглого гипноза сладкой лжи.  Я поняла, что это провал. Она просмотрела мои тетради, дневник и обнаружила, что там всего лишь несколько пятерок, почти все четверки, и даже есть две тройки! По-моему, мама была фрустрирована. Я была оставлена дома до прихода отца с работы для дальнейшей разборки и вынесения окончательного вердикта.

К счастью для всех эта история закончилась вполне благополучно. Родители отвергли тактику кнута и решили больше не наказывать меня за оценки. Я почувствовала себя вполне счастливой и свободной от тяжких обязательств быть отличницей. Кстати, учиться хуже я не стала. Просто закрепившийся имидж отличницы не давал мне шансов свернуть с этой колеи.  Надо было соответствовать ожиданиям учителей, родителей.  Но это уже другая тема.

Кстати, помните, что имидж троечника также довлеет над ребенком и не дает ему шанса выкарабкаться хотя бы в хорошисты благодаря все тем же ожиданиям. Учитель с легкостью ставит ученику привычно низкие оценки, даже если его работу можно было бы оценить выше.

Воспитывая собственных детей, я старалась избежать ошибок своих родителей и не наказывала их за плохие оценки. Низкая оценка сама по себе является наказанием для ребенка. Надо просто дать понять ему это. Если ребенок понимает, что низкая оценка – это плохо, то помогите ему увидеть, за что именно была снижена оценка и поработайте над этим. Ругать же за это, да еще и наказывать лишением прогулки – это явный перебор.

Вторая часть вопроса — стоит ли поощрять ребенка за хорошие оценки? К примеру, некоторые родители дают ребенку деньги за пятерки – столько-то, за четверки – чуть меньше. Мол, мы же получаем деньги за работу, так пусть и ребенок знает, что за хорошую работу можно получать больше. Да, конечно же, данная точка зрения имеет право на существование.

И все же, хорошая оценка сама по себе уже является наградой ребенку, положительной оценкой его труда, хоть и не материальной. К тому же будет гораздо полезнее, если мы научим ребенка наслаждаться процессом получения знаний и возможностью сделать некоторые вещи в этом мире более понятными. Согласитесь, мы чувствуем себя более безопасно в мире, который можем понять и объяснить. Поэтому желание познавать мир и объяснять его является вполне инстинктивно заложенным. Главное, не отбить эту врожденную инстинктивную потребность ребенка учиться.

В школе вальдорфской педагогики не ставят оценок детям. Дети учатся получать удовольствие от самого процесса познания. И это, я считаю, верный путь, стимулирующий познание. Научите вашего ребенка любить сам процесс изучения чего-либо.

Я вспоминаю своего учителя физики Юрия Александровича Турмышева. После объяснения нового материала он просил нас найти в реальной жизни где  и как проявляет себя тот или иной физический закон. Мы учились на его уроках делать мир знакомым, и объяснимым. Мы делали свои открытия в давно привычном.  Так едва оперившиеся птенцы становятся на крыло и учатся летать. Осваивая новые пространства, становишься свободным. Это ни с чем не сравнимое чувство победы и успеха.

Итак, в вопросе, стоит ли наказывать или поощрять ребенка за оценки в школе, априори заложена неверная предустановка. Ни то, ни другое делать не следует.

Прививайте ребенку желание познавать новое и делать мир дружественным и понятным.Только такой подход правомерен и поможет ребенку успешно учиться.

 В этом вам помогут следующие действия:

  1. Стремитесь сами учиться чему-то новому. Ваш пример будет заразителен.
  2. Делитесь с ребенком тем, что вы узнали нового и интересного  сегодня (в доступной форме, конечно).
  3. Интересуйтесь тем, что нового узнал ребенок сегодня в школе, радуйтесь этим знаниям.
  4. Обсуждайте с ребенком, где эти новые знания применяются в жизни, в окружающем мире.
  5. Хвалите не ребенка, а его действия, стремление к познанию.
  6. Не ругайте ребенка за плохую оценку. Он и так наказан. Помогите понять, где пробел в знаниях и восполнить его — этого будет вполне достаточно.

Поделитесь, пожалуйста, в комментариях вашей историей об оценках, о том, каково ваше мнение по этому вопросу.

Если вы хотите получать новости с сайта, подпишитесь на рассылку через форму подписки.

Стоит ли наказывать или поощрять ребенка за оценки: 3 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *