Этический кодекс психолога

этический кодекс психолога
кодекс психолога

Многие клиенты, приходя на консультацию к психологу, не имеют представления об этических нормах, так называемом «этическом кодексе психолога».  Мы все, как клиенты, не обязательно именно психолога, имеем ожидания относительно того, как специалист той или иной сферы услуг будет относиться к нам, чего ему позволено будет делать, а чего мы не потерпим ни в коем случае. Например, приходя в парикмахерскую, мы ожидаем, что нам хорошо подстригут или покрасят волосы, при этом мастер будет внимателен к нам, даст кое-какие советы по уходу за волосами и не будет учить вышивать крестиком, или расспрашивать нас о чем-то личном. У каждого есть свой кодекс, то есть свод правил, который он использует в работе с клиентом.

А в общем-то, если бы мир стал использовать этический кодекс психолога в любых сферах своей деятельности, он от этого бы только выиграл. Исключением, разве что могла быть армия. Да и, право дело, может быть она бы уже и не  нужна была при таких обстоятельствах.

Психология, как сфера услуг, не является исключением в этом плане и имеет свой кодекс этических правил и норм, на которые опирается психолог в своей работе.

Этический кодекс психолога.

 В этой статье я хочу познакомить вас с тем обращением, на которое мы можем рассчитывать, пользуясь услугами психолога. Психологам же этот материал будут полезен, так как еще раз напомнит о том, как пройти Путь с клиентом максимально эффективно и безопасно.

Кроме того, возможно, какие-то моменты покажутся новыми и помогут в профессиональной деятельности.

Если же вы не психолог и не клиент психолога, Вам будет полезно использовать эти принципы в своей деятельности, чем бы вы не занимались.

Я приведу 12 пунктов основных правил Кодекса и поясню каждый из них:

Безопасное пространство

  1. Человеку для развития необходимо безопасное пространство. Если человек чем-то занят, к примеру, о чем-то спорит по телефону, или ест, или моет посуду а вы начинаете процесс, это создает двусмысленные ситуации, в которых смешиваются чувства, мысли, поведение из других контекстов.
  2. Поэтому постарайтесь максимально оградить человека от внешнего мира и других видов деятельности, помимо консультирования.
  3. Расположите человека к себе, будьте дружелюбны, чтобы он чувствовал себя в безопасности и мог раскрываться не опасаясь оценивания с вашей стороны.
  4. Если вы специалист по вокалу и смеетесь над учеником, что он не может взять ноту, то уверяю вас, он никогда её и не возьмет. Однако, если вы поощрите его подойти к неподдающейся ноте ступенчато, будете благожелательны во время процесса, то ваш ученик превзойдет все ваши ожидания.
  5. Выглядите и действуйте так, чтобы снять тревоги и опасения клиента. В этом состоит безопасность пространства для клиента.

Подготовить клиента к сеансу.

Готовность клиента к сеансу – залог успеха. Что это означает? Если клиент занят какими-то переживаниями, не относящимися тому, что происходит на сеансе – способствуйте тому, чтобы эти помехи были устранены.

Клиент может хотеть есть, пить, спать, желать решить неотложные дела на работе – пусть он это сделает, иначе ему будет не до сеанса.

Только что мне поступил вызов от одного знакомого. Я подняла трубку и услышала его незавершенный диалог с кем-то, начатый во время телефонного звонка. Я положила трубку. Некоторые люди считают вполне обычным совмещение нескольких дел в одном формате. Пожалуйста, не делайте это, дорожите своим и чужим временем, будьте целостны.

Большинство клиентов знает, как поступать, и приходят на сеанс сытыми, отдохнувшими, готовыми выключить мобильный телефон и сконцентрироваться на том, что будет происходить в кабинете у психолога. Однако, некоторым необходимо все же помочь понять это требование.

Сохраняйте беспристрастность.

Во время сеанса клиент может давать оценки каким-то событиям, людям, их поведению. Он может пытаться перетянуть вас на свою сторону, искать в вас союзника своим оценкам. Уходите от всяческих оценок как по отношению к самому клиенту, так и по отношению к тому, что он оценивает.

Будьте дружелюбны и открыты, незачем что-либо оценивать. Согласитесь, что Это просто Есть, Оно гораздо глубже и полнее нашего представления о Нем, а потому не нуждается в наших ярлыках.

Обсуждайте только те проблемы и задачи, которые можно решить

Если клиент приходит и заявляет, что он бы хотел изменить поведение своей дочери, то это не тот вопрос, который мы можем с ним решить. А вот изменить отношение клиента к поведению дочери, или найти способ изменения своего поведения, способов реагирования на поведение дочери – это тема может быть рассмотрена.

Соблюдайте принцип постепенности в решении проблем. Не выливайте «ушат» проблем ему на голову. Он может не справиться с таким объемом информации, и вместо положительных чувств от достижения побед над небольшими объемами задач, может испытать оглушенность, фрустрацию, ошеломление от кажущейся непосильной работой над изменениями.

Берите только то, что сейчас доступно клиенту и будет ему по силам. Щадите защитные механизмы клиента, не навязывайте ему работу над непосильным объемом задач сразу и в короткое время. Если вы тренер по гимнастике, не будете же вы требовать от новичка, чтобы он сегодня же сел на шпагат, или сделал бы сальто с брусьев. Во всем важна постепенность.

Применяйте только те техники, которые подходят именно этому клиенту.

Вы можете быть привержены какой-то конкретной технике, она может вам нравиться и вы можете ее считать современной, мощной, красивой. Однако, не увлекайтесь: перед вами реальный клиент, с  определенным уровнем осознания, с реальными способностями и индивидуальными возможностями.

Если данная техника ему не подходит, поищите ту единственную, которая будет максимально эффективной именно для данной ситуации.

Процесс должен быть завершен

Задача консультанта состоит в том, чтобы начатый процесс был к концу сеанса завершен, и проблема прояснена. У клиента должно возникнуть чувство, что ему помогли, что его проблемой занимались, и что теперь ему понятно, что делать.

Иногда клиент может уводить в дебри, уходить от проблемы, рассуждать на посторонние темы – вы знаете, что это работа сопротивления. Будьте готовы к этому, поскольку вы несете ответственность  за завершение начатого.

Если проблема велика, разбейте её на части. Клиент должен понимать в конце сеанса, что эта часть проблемы решена, прояснена.

Психолог не дает оценки реальности клиента

Он подводит клиента к самостоятельному оцениванию своей реальности. Если же это оценка из разряда «все хорошо – идем ко дну», то, скорее всего здесь есть что прояснить. И когда возникает возможность произвести переоценку, консультант подводит клиента к этой возможности и позволяет клиенту самому произвести переоценку.

Если ваш ребенок сделал что-то, что вам не понравилось, не спешите ему высказать свою оценку, что это нехорошо.  Постарайтесь, чтобы эту оценку своему поступку сделал сам ребенок.

Когда мне было 10 лет, мы всем классом сбежали с последнего урока в кино. Конечно, нам всем в дневники было поставлено по единице за поведение. Пришлось рассказать папе. Папа не стал что-то осуждать и читать нотации, как все это нехорошо. Однако, он внимательно выслушал меня, как все это происходило: была весна, учительница задержалась на пять минут, учиться не хотелось, — ну мы и сбежали.  Потом он попросил меня побыть на несколько минут учительницей и посмотреть на ситуацию её глазами: она заходит в пустой класс, обводит глазами изумленно пустое помещение, опускается на стул, роняет журнал на пол, одновременно беспокоясь о том, что может случиться с детьми за эти 45 минут, в течение которых она несет за нас ответственность, о предстоящем тяжелом объяснении с директором и так далее.

После такого разбора полетов, где папа не дал оценки моему поведению, а просто оставил меня подумать в тишине, я многому научилась. Конечно, я переоценила все случившееся и навсегда сделала нужные выводы. Сама. А с папой у меня были хорошие дружеские отношения и ощущение взаимопонимания.

Не подвергайте негативному оцениванию реальности клиента
  1. Никогда не ставьте под сомнение достижения клиента, опираясь на какие-то «нормы».
  2. Не позволяйте себе каких-либо жестов, недовольного выражения лица в ходе консультирования. Будьте нейтральны.
  3. Избегайте сравнений с другими людьми, как хороших, так и плохих. Все это мешает работе. Помните, что вы работаете для клиента, а не против него. Только так можно достигнуть успеха.Как говорится «не судите, и да несудимы будете».
Конфиденциальность
  1. Храните доверенное вам клиентом в тайне. Поддавшись ощущению безопасности, клиент может многое открыть вам. Однако, он должен быть уверен, что эта информация будет сохранена в тайне и не будет использована против него же.
  2. Никогда не обсуждайте с третьими лицами то, что происходило на сеансе.  Вы можете посоветоваться с другим опытным психологом, если вы не знаете, как поступить. И это тоже должно остаться в тайне.
  3. Более того, если вы делаете какие-то записи во время сеанса, а клиент попросит вас их ему отдать – отдайте ему, или уничтожьте при нем эти материалы.
Свобода выбора для клиента

Ваша работа должна приводить к появлению большей свободы выбора клиента, а не уменьшать её. Если какая-либо техника уменьшает свободу выбора клиента, побуждает его сделать только определенный выбор, то она манипулятивна, не применяйте её. По такому принципу действует реклама («купите именно это, а не то»).

Только клиент несет ответственность за свою жизнь и это единственный вывод, к которому мы побуждаем клиента. Не делайте человека зависимым от психолога, научите его «ловить рыбу».

Совершенный психолог?
  1. Не заботьтесь о собственном перфекционизме. Делайте все то, на что вы способны. Вы не Бог, совершенствуйтесь с каждым клиентом, с каждым его достижением.
  2. Все придет. Ваша задача – сконцентрироваться на том лучшем, что вы можете ему дать.
  3. Не старайтесь привязать клиента к себе, не растягивайте количество сеансов более того, чем ему это необходимо.
  4. Не беспокойтесь о том, что вы пока еще не достигли совершенства, просто делайте все, от вас зависящее.
Кто есть причина?
  1. Показывайте клиенту всячески, что он сам является причиной своих изменений и достижений. Не приписывайте себе эти достижения.
  2. Помните, что вы не можете изменить клиента, вы можете только поощрить его двигаться в нужном направлении.
  3. Не внушайте клиенту, что только с вами он может достигнуть поставленных целей.
  4. Просто не скрывайте, что все это делает он сам. Вы просто катализатор, как говорят химики.

Вы познакомились с главными двенадцатью принципами психологического консультирования. Пользуясь этими принципами, вы сможете достичь хороших результатов в своей деятельности. Помните о них.

Если эта статья была вам полезна, или вы могли бы что-то дополнить,напишите комментарии, они будут полезны нам и нашим читателям. Подписывайтесь на наш фид.

Этический кодекс психолога: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *