Удивление

Эмоции
Эмоции

Для чего человеку необходимо удивление? Все мы знаем эту эмоцию. У человека широко раскрываются глаза, рот, приподнимаются плечи. Все эти действия могут сопровождаться удивленными возгласами. Эта эмоция довольно кратковременна и длится ровно столько времени, сколько необходимо человеку для того, чтобы сориентироваться в ситуации. Во время удивления происходит краткое состояние рассогласованности систем. Психика как-бы слегка «зависает», чтобы потом человек либо начал действовать по-новому, либо сделал какой-то важный вывод, или выработал совершенно новую стратегию.

Удивление особенно свойственно детям, потому что именно в этом возрасте человек больше всего учится. Эта эмоция помогает ребенку обучиться чему-то новому и важному. Мы все помним небольшие «картинки» из жизни, моменты сильного удивления, которые связаны были с самыми сокровенными открытиями: «натуральный лед» — так называли мы ледовую крошку на весеннем оттаявшем озере, нам нравилось рассматривать сквозь него солнце; мохнатые подснежники, распустившиеся прямо над снегом и напоившие ароматом просыпающийся после зимы лес; бриллианты росинок, рассыпанных по утренней траве…

Удивление может быть связано не только с приятными эмоциями. Неожиданно обрызгавшая нас из дорожной лужи промчавшаяся машина, оторвавшийся каблук во время ходьбы, подбежавшая сзади чужая собака…

И все же обучаться нам нравится больше на позитиве. В момент удивления человек становится легко внушаемым. Поэтому реклама широко использует этот  трюк, чтобы навязать нам необходимость совершения какого-либо действия.

Хорошие учителя умеют использовать эту эмоцию в образовательном процессе. Принцип известен — сначала удиви, а затем объясни этот закон и научи применять на практике. Таких учителей не очень много, но если вы такого встретили, то вам повезло. У меня в школе был такой учитель — учитель физики (Юрий Александрович Турмышев). Мы завороженно слушали его и смотрели, когда он показывал нам занимательные опыты. Именно благодаря ему я выбрала первую свою профессию.

Даже если наш мозг после переживания эмоции удивления не займется выработкой какого либо нового решения, то сам по себе этот опыт не пропадает даром, поскольку в это время происходит разрушение выработанных ранее шаблонов и стереотипов (поведения, переживания, образа мыслей). Разрушение шаблонов несет функцию очистки, освобождения и появления большего количества степеней свободы. Именно поэтому мы чувствуем огромный заряд, прилив энергии и удивительную легкость после посещения зрелищ, насыщенных этой целительной эмоцией (выступление юмористов, кинокомедии, чтение юморесок, общение с друзьями, обладающими чувством юмора и т.п.).

Таким образом, даже отмечались случаи исцеления от тяжелых хронических заболеваний, к примеру, таких как рак.  Больному прописывался просмотр юмористических фильмов, передач, чтение юмористической литературы (именно эти произведения более всего насыщены целительной эмоцией изумления, удивления).

Так что способность удивлять и удивляться относится к разряду магических.

Если вы хотите стать хорошими воспитателями своих детей, научитесь удивлять.  Это поможет вам донести до ребенка наглядно тот опыт, который подлежит ему усвоить. Как же развить в себе способность удивлять и удивляться?

Вот пять простых способов это сделать:

  • настройтесь на наблюдение;
  • учитесь замечать в окружающем удивительное;
  • читайте юмористическую литературу, анекдоты, смотрите юмористические фильмы;
  • пересказывайте удивительные наблюдения;
  • освойте несколько простых фокусов и демонстрируйте их окружающим.

Посмотрите, как это делает юный фокусник, мой друг Дмитрий:

Если вам понравилась статья, Вы можете подписаться на новые статьи с моего сайта через форму ниже, необходимо просто ввести ваш e-mail:




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *