Семь правил бесконфликтного общения

«Все, — это провал!..», — я стояла на сцене, ослепленная светом прожекторов, мучительно пытаясь уловить музыкальный такт и не находя, где надо вступить. Сбоку из монитора бил в висок Пашкин бас,.. я соображала, что и он поет «не туда». Справа от меня Вадик трубил свое соло, музыка ушла далеко вперед, а хор продолжал диссонировать. Сопрано безнадежно отстали на 2 такта. Ничего, подумала я, сейчас будет проигрыш, соберемся. «Ой, при лужку, при лужке» – вступила я, хор встрепенулся, подхватил – не ожидали, что уже пора и музыка настолько ушла вперед.

Девушка из жюри отчаянно пыталась нам дирижировать, и было ясно, что нам не хватает темпа. Я беспомощно оглядывалась по сторонам в поисках поддержки.  Вадик (наш хормейстер) посмотрел на меня, во взгляде его не было никаких дальнейших инструкций. Катюха уже опустила  видеокамеру, — писать дальше, наверное,  уже просто не было смысла. Она из темного партера вовсю размахивала руками: «темпо, темпо!». Было ощущение, что справа хористы уже ни за что не расслышат нас, альтов слева, и темпа не добавят. «Он сказал и полетел», – басил что есть силы справа Пашка.  Вадик и сопрано выводили как в замедленном кино «по своей до-о-о-рожке-е-е…», а минусовка летела вперед, и догнать ее уже не было никакой перспективы… Песня стихла. В зале кричали «браво!» — наверное от изумления: « надо же!? – допели до конца!..»

Вторая песня тоже была скомкана. Вадик сказал жюри, сидящему в зале: « Вы бы хоть мониторы на сцене включили!» Нас «подставили!» Я сказала: «Пошлите, обсудим это позже».

Семь правил бесконфликтного общения
Семь правил бесконфликтного ощения

…Да, а началось с того, что потерялся Пашка. Перед выходом на сцену Вадик вдруг встрепенулся: «А где Пашка?» Его возле двери не было, никто не видел, куда он исчез. Вадик побежал за ним вокруг дома культуры. Пашка вскоре обнаружился за кулисам, ему было невдомек, что его ищут. Лина побежала за Вадиком. Тот бегает, видимо, быстро, потому как их долго не было. Наконец прибежали обратно. У Лины перехватило дыхание – потребовалась реанимация.

Еле отдышалась, а тут и наш выход, заиграла «Вишня», мы вышли в центр зала. Я пыталась отсчитать такты, наш запев после 8-ми, вдруг слышу Вадик уже запел. Что делать? Подхватили . Мучительно пытаюсь сообразить, что же произошло и как петь дальше со смещением в четыре такта?

Это было что-то! Попробуйте ради интереса! Да еще и сделайте вид, что так и надо, все идет по плану…

После выступления – разбор полетов. Конечно, никто не сказал: «Я облажался». Виноват был стрелочник. Я просто находилась во фрустрации. Говорить не хотелось, да и не о чем, когда виноват стрелочник. Даже видеокамера не записала наш позорный материал.  Катюха не смогла сфокусировать  сцену, а может, нажала не ту кнопку. Короче, взгляд со стороны не получился.

Ольга недовольно пробурчала, что больше никогда и ни за что не будет участвовать в таких мероприятиях. Галина сказала, что Аннушка нас слышала и по ее мнению, мы прозвучали хорошо. Вот такие вот дела… Я шла и «пилила» Вадика, в результате он просто свернул в другую сторону. Не вынес  разбора полетов, ему нужна была «жилетка», посморкаться, поплакать.

А, в общем-то, всё, как я считаю, справедливо: мы не готовы.  Дохлые мониторы – не причина, ведь до нас другие участники выступали успешно. Надо учиться работать со звуком, даже когда ты его почти не слышишь. А самое главное – слышать друг друга и музыку.

Мы разошлись по домам в удрученном состоянии духа, недовольные друг другом, в смутных сомнениях: « А на кой чёрт мне все это надо?» Пашка и Вадик мрачно упаковали костюмы, не поднимая головы, и тоже разошлись в разные стороны… Коллектив на грани краха…

Сейчас, когда я нахожусь дома, я продолжаю испытывать чувства неудовлетворенности, разочарования и беспокойства за будущее нашего небольшого, но уже ставшего значимым, коллектива. И больше даже не от провалившегося выступления, которое само по себе при правильных выводах поможет нам вырасти и стать профессиональным коллективом.  А в большей степени от тех обидных чувств, которые остались у каждого  после разбора ситуации.

Не подумайте, что это начало какого-то рассказа или повести, дорогие друзья. Это описание вчерашней моей жизненной ситуации. И привожу я ее не для того, чтобы развлечь скучающего  гостя, случайно заглянувшего на этот сайт. А пишу я это вот с какой целью. Я хочу познакомить Вас и научиться применять на практике семь правил бесконфликтного общения.

 Мы читаем много книг о том, как научиться правильно выстраивать отношения с другими людьми  (с близкими, коллегами по работе, со случайными встречными и т.п.). Прочитав книгу, мы откладываем ее в сторону и знания, полученные из источников информации, со временем тускнеют, обретают все большую фрагментарность, и, наконец, исчезают вовсе без следа. Остается смутное чувство: где-то я об этом уже читал, или видел, или слышал. А вот поведенческие наши шаблоны так и остаются неизменными, несмотря на свою неэффективность.

Что и демонстрируем на каждом шагу.

Поэтому книжка книжкой, а, если мы не научимся учиться у жизни, то, как говорится, диплом по окончании жизненного университета не получим.

На примере вчерашнего неудачного выступления на сцене я хочу Вас научить замечать и исправлять семь ошибок, которые совершают люди, когда хотят изменить поведение других людей. Сразу следом за описанием ошибки идет правило, как надо поступать в общем случае. А затем идет описание того, что следовало бы сделать в  моей конкретной ситуации неудачного выступления.

  1. Ошибка номер один – «виноват стрелочник»! Не надо искать стрелочника.

Правило 1: Только мы сами отвечаем за ситуацию, которая с нами происходит.

Да, конечно, мы не слышали мониторов, но ведь в наших силах было петь потише, чтобы слышать музыку. Выразительность песни идет не от громкости пения, а от способности вложить чувства в свое пение. Тем более, что анализ записи показал, что мы просто  «переорали» музыку.

2. Ошибка номер два – «а другие еще хуже нас».

Если будем все время пытаться выглядеть на фоне плохого лучше, чем мы есть на самом деле, то потеряем положительные ориентиры.

А еще хуже принижать значимость заслуг других людей, чтобы выглядеть лучше. Это просто убого.

Правило 2: Просто не делайте этого никогда! Не принижайте заслуг других людей!

3. Ошибка номер три – начинать «разбор полетов», пока еще бурлят негативные чувства.

Правило 3: Чувства надо сначала пережить. Для этого может потребоваться какое-то время, если только, конечно, вы не владеете техниками  моментального отреагирования.

Когда люди охвачены переживаниями, их левое полушарие отдыхает, и слова, обращенные к разуму, не доходят да сознания.

Может, надо было просто тепло проститься со всеми до следующего занятия, не допуская никаких обсуждений произошедшего. Можно было сказать что-то  вроде: «Мы  старались, но у нас не получилось. Мы все очень переживаем по этому поводу и испытываем сходные чувства разочарования, растерянности и сожаления по поводу нынешней неудачи. Я хочу лишь сказать, что я вас всех люблю и думаю, мы вместе  найдем выход, так как верю в наши способности и хоровой талант. Буду рада увидеть всех на следующем занятии!»

4. Ошибка номер четыре — начинать разбор чужих ошибок, а не своих.

Когда мы критикуем других людей, не указывая на свои ошибки, это вызывает в них обиду, так как кажется, что только они во всем виноваты.

Правило 4: Начните с себя, тогда вам простится и то, что вы будете говорить в отношении других.

Мне следовало бы рассказать о своём чувстве беспомощности и неспособности сконцентрироваться на музыке и следовать за ее темпом, прежде чем вообще кому-либо указывать на его ошибки.

5. Ошибка номер пять – «выдать всем сёстрам по серьгам». Начинать сразу с критики, а не с хороших сторон.

Правило 5: Критика будет действовать конструктивно, если прозвучит после того, как вы признаете положительные качества людей, участвовавших в данной ситуации.

Несомненно, надо было бы отметить вначале, что сопрано, очень хорошо вели свою партию, их голоса украшали мелодию песни. И если бы еще удалось выдержать темп, то было бы и вовсе замечательно. А Вадик классно держался, выдал свою лезгинку несмотря ни на что, даже фотограф вылез на сцену, чтобы запечатлеть его поближе!

6. Ошибка номер шесть – приказывать что-то сделать вместо того, чтобы предоставить возможность человеку додуматься до этого самому.

Когда вы что-либо приказываете людям, в них естественно растет сопротивление.

Правило 6: Научитесь задавать направляющие вопросы таким образом, чтобы люди сами могли найти верное решение, не приказывайте.

Правильный вопрос: «Как нам надо поступить, чтобы мы, когда поем, могли бы слышать музыкальное сопровождение?»

7. Ошибка номер семь – придавать ошибке статус катастрофы.

Правило 7:  Никогда не говорите людям, что содеянное непоправимо. Покажите им путь, как можно исправить ошибку. Вселите в них веру, что это легко и просто.

К примеру, «если нам потренироваться петь под музыку, убавляя или добавляя громкость музыкального сопровождения во время пения, то мы сможем сориентироваться и вовремя снизить громкость своего пения, если музыка звучит слишком тихо».

Когда таким образом подходишь к ситуации, конфликт становится возможностью шагнуть на ступень выше в своем продвижении вперед, к цели.

Уважаемый и вдумчивый читатель, позволь предложить тебе проанализировать любую свою ситуацию, в которой у тебя возникло взаимное чувство недопонимания, недовольства другими людьми или собой.

  • Какие из семи ошибок общения были допущены?
  • Удалось ли когда-либо следовать правилам?
  • Были ли допущены ошибки, или правила, не описанные  в этой статье?

Оставив свой комментарий, вы окажете мне доверие, и я обязательно вам отвечу.

Спасибо Вам большое, что вы с интересом, я надеюсь, прочитали эту статью.

Я полагаю, что Вам тоже есть о чем рассказать. Ведь сплошь и рядом мы ведем себя в конфликте, нарушая эти простые правила бесконфликтного общения. А потом удивляемся, а почему это на нас обижаются коллеги, близкие люди?

Желаю Вам отличных оценок за усвоенные уроки, которые нам преподносит жизнь!

Вы можете также поделиться ссылкой на эту статью в социальных сетях (кнопочки ниже комментариев).

Подпишитесь, пожалуйста, на новости сайта, оставив свой е-mail (справа) – и вы будете получать небольшие извещения о выходе новых статей.

[stextbox id=»grey»]Мы Вам будем очень благодарны, если Вы решите помочь сайту в развитии, перечислив любую сумму на кошелек Web-money R293942409212[/stextbox]

Семь правил бесконфликтного общения: 4 комментария

    1. Добрый день, Геннадий Семенович! Спасибо за Ваш отклик. Согласна с Вами целиком и полностью, что основной задачей разрешения конфликта является перевод его в созидательное русло. На моем сайте есть подборка статей на эту тему https://coznaniye.ru/category/psihologiya/otnosheniya/konflikt/. К сожалению, вместить все в одной публикации не представляется возможным. Я с интересом познакомилась с Вашим сайтом, нашла там много полезного для себя как любительницы загородных прогулок. Было бы также интересно познакомиться с древнерусскими приемами трансформации конфликта, однако, я не нашла статей по этой теме на Вашем сайте… Желаю Вам успехов!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *