Управление конфликтами

Случалось ли с вами такое, что вы испытывали глубокое сожаление, или разочарование от случившейся конфликтной ситуации? Управление конфликтам — это искусство. Чем сильнее чувства, которые мы испытываем, тем больший для нас урок может быть вынесен из случившегося. Любая ситуация содержит в себе необходимые нам уроки. Смысл этих уроков нам предстоит раскрыть, так как он, конечно же, не лежит на  поверхности. Каждый из нас проживает свою жизнь, являясь одновременно её участником и зрителем. Участник просто проживает жизнь, он участвует в ней душой и телом, ему некогда особо размышлять над своими действиями, чувствами, мыслями. При принятии решения он руководствуется своими наработанными ценностями и поставленными целями. А порой он руководствуется чем-то еще, лежащим в глубине его души, неосознанным, но сильным . Созерцатель ни во что не вмешивается, он просто наблюдает. Мы прибегаем к его помощи, когда размышляем над случившимся  и желаем найти его смысл.   Вот здесь нам и понадобится наш созерцатель, постарайтесь не упустить ничего из произошедшего, ни одного из его аспектов. В этом и состоит наше Ученичество.

Лина позвонила мне, и в голосе её чувствовались слезы. Она рассказала мне о произошедшем. Ей позвонил Вадик утром, и, как это обычно бывает, без предисловий начал рассказывать о планах творческого коллектива. Она извинилась, что не может его выслушать, так как у неё в квартире заклинило входную дверь и пришел мастер, чтобы устранить причину блокировки.  Когда Вадик позвонил ей повторно,  все было позади: бессонная ночь, волнения по поводу своего вынужденного заточения, поиска денег для расчета с мастером. Надо сказать, что Вадик претендовал на более близкие отношения с Линой. Как всегда без вступления он спросил, может ли она сделать работу для его значимого знакомого. Лина ответила, что надо познакомиться с объемом работ, тогда она сможет назвать цену. «Ты что, собираешься брать с него деньги?» «Да, — ответила Лина,- ведь это работа». Вадик бросил трубку. Лина позвонила еще раз, и спросила его, что плохого в том, что она хочет взять деньги за работу. «Как ты не понимаешь, ты берешь деньги с коллектива, он же нам нужен, этот человек, а ты являешься частью нашего творческого коллектива! Все, я всем скажу, что сайта нет, что это твой сайт, а не коллектива!» — и бросил трубку. Её попытки продолжить разговор по телефону не увенчались успехом, так как он не брал трубку. Кстати, за сайт он все еще не рассчитался с Линой. А все заказы касались продолжения работы с сайтом. Лине было обидно, что человек, который активно пытался занять близкое место в её жизни, совсем не интересовался тем, что происходило в её жизни. Ей было больно и обидно, что Вадик не ценил её труд и пытался добиться нужного поведения от неё путем манипуляций.  Она боится, что, если поддастся манипуляциям Вадика, то лишится своей свободы выбора. Она совершенно не хочет, чтобы простое решение вопросов между ними заканчивалось вот таким вот «захлопыванием» дверей перед носом. Она хочет, чтобы в её жизни могла наступить ситуация, когда она встретит  достойного человека, который станет для неё по-настоящему близким.  Лина со слезами в голосе объявила мне о своем решении оставить творческий коллектив, в котором Вадик был руководителем.

До той поры, пока Вы считаете себя Жертвой, а вашего мучителя — Тираном, вы будете крутиться в замкнутом колесе «Жертва-Тиран_Тиран-Жертва». Тиран действует с позиции «Я – прав, а Ты – не прав!».

Жертва действует с позиции «Я не прав, ты-прав!». Жертва бежит за помощью к третьему лицу, которого воспринимает в качестве «доброго» судьи. Жертва считает, что Тиран на что-то покушается. К примеру, Лина считает, что Вадик покушается на её свободу выбора и боится её потерять.  Если Вы в каких-то ситуациях чувствуете себя Жертвой, то, уверяю вас, есть такие ситуации, где вы ведете себя, как Тиран. Роль Жертвы имеет особенность: она, как песочные часы, имеет свойство переворачиваться и обращаться в свою противоположность —  Тирана.

Жизнь предлагает нам другую возможность, когда выиграть могут оба партнера – это роли Учителя и Ученика.  Сторонам предлагается согласиться, что данная ситуация может быть обучающей для партнеров. Каждый из них может извлечь для себя урок. Жертва трансформируется в Ученика.

Кстати, Вадик, наверняка тоже чувствует себя Жертвой, размышляя примерно следующим образом: « Как она может все время просить за свои услуги деньги! Ведь я столько усилий вкладываю в наш творческий коллектив, в его рост, и при этом не требую ни с кого из участников никаких денег! Это наше общее дело – продвижение коллектива в обществе! Так почему бы и ей, Лине, не поработать на благо коллектива! Это несправедливо, в конце-концов, все делать самому!» Вадик считает, что Лина покушается на его авторитет. Ведь он уже всем рассказал, что у него есть сайт и все, что касается сайта, решает именно он. Сайт поднимает авторитет Вадика. И, если кто-то из круга значимых знакомых Вадика выясняет, что он не может сайтом управлять, то напрашивается вывод – что авторитет- дутый!

В данном случае размышления Лины с позиции Ученика могли бы быть следующими: «Вадик такой, какой он есть, и проще всего принять его со всеми недостатками. Никто не сможет отнять у человека свободу выбора, пока он не согласится её отдать сам.» Так что Лина вполне может участвовать в творческом коллективе, нет причины отказываться от того, что само по себе приносит радость.  Вадику еще предстоит научиться заботиться о близком человеке, поэтому он еще не готов к близким отношениям.  Если это будет не Лина – то так тому и быть. Значит, в жизни Лины появится другой человек, который станет ей по-настоящему близким. Лина готова для этого меняться.

Размышления Вадика с позиции Ученика могут быть следующими: «Лина мне ничего не должна. Если она требует деньги за свою работу, то, конечно же, она совершенно права, ведь ей надо на что-то жить. Никто не может отобрать мой авторитет, так как он находится не снаружи, а внутри меня. Это моя самооценка – и она достаточно высока, об этом свидетельствуют успехи нашего творческого коллектива. Я хочу, чтобы Лина стала близким мне человеком и готов меняться».

Итак, подведем итоги. Мы познакомились с ролями, которые мы склонны играть в конфликтах.

  1. Тиран. Убеждение: «Я прав, ты не прав», «Вы во всем виноваты». Могут добиваться краткосрочного успеха. Не могут построить долгосрочные отношения.
  2. Жертва. « Со мной что-то не так, я не могу сам исправить ситуацию и нуждаюсь в помощи». Проявляют зависимость, обычно недовольны жизнью, низкая самооценка.

Если вы Жертва, то вы можете получать от людей сочувствие и не более того. И только собственные активные и обдуманные действия помогут вам выбраться из болота бессилия и взобраться на вершину самостоятельности. Так Жертва превращается в Ученика. Ученик делает открытия и исследует. Главный его вопрос: «Что я могу сделать, чтобы улучшить отношения, ситуацию, с чего мне начинать?»

  • Учитель.  Если вы наделены властью. Покажите другим, как достичь результата, который бы устроил всех. Всегда объясняйте, почему вы так думаете.

Считайтесь с мнением других.

Нет угрозам, обвинениям и шантажу!

  • Ученик.  Даже если вам очень тяжело, воспринимайте ситуацию, как урок.

Первым делайте шаг для улучшения ситуации. Замечайте,  как вы становитесь все более самостоятельным и независимым.

Есть еще две роли, к которым прибегают люди в конфликте – это

  • «Палочка-выручалочка» (Людей надо спасать, они не справятся без меня. Часто оказываются отвергнутыми)
  • «Катализатор» (Поощряет людей на разрешение проблем своими силами. Оказывает оптимальный объем помощи.

Освойте новые выигрышные роли — и управление конфликтами станет вам по силам.

Управление конфликтами: 5 комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *