Почему важно смирять свой гнев

В гневе мы можем натворить такое, о чем потом можем пожалеть… Когда мне выпадает возможность открыть книгу «Бизнес по-еврейски, 67 золотых правил» М.А. Абрамовича, то я всегда это делаю с большой охотой и удовольствием. Вроде бы речь идет о прописных истинах, которым мы почему-либо не торопимся следовать.

Вчера мой сын сказал мне, что мы (родители) мало объясняли в детстве, что такое хорошо, и по каким причинам те или иные вещи плохи. Конечно, я не могу согласиться с этим полностью, но и совсем отрицать справедливость этого упрека я не могу. То есть, мой сын во многом, наверное, прав. Мы могли реагировать на какие-то его плохие поступки, и объяснять, почему это плохо. Но все это случалось пост-фактум, то есть, когда это плохое уже произошло.

Почему гнев - это плохо
Что такое мораль

Я помню, что беседа о том, что брать чужое — это плохо, а потому делать это нельзя, произошла, когда его малолетние друзья, зайдя в дом, вытащили из кармана куртки отца бумажник с крупной суммой денег.

О том, что врать плохо — тоже только после того, как ложь (подтертые оценки в дневнике) была обнаружена.

А вот предупредительных бесед на темы морали, как таковых заведено не было.

У многих бытует мнение, что разговоры о плохих поступках могут эти поступки спровоцировать. Я и сама, если вспомнить, до определенного времени бессознательно придерживалась того же мнения.

Сейчас же я думаю, что беседы на темы морали, этики поведения и нравственности просто необходимы. И проводить эти беседы надо заблаговременно и на регулярной основе. Конечно, это не должно быть сухое морализирование — делай так, как я сказал и не спрашивай почему! Вот именно, пусть ваш сын или дочь спрашивают, почему этого делать нельзя, и почему надо поступать так и не иначе. Почему, например, нужно уступать место в транспорте пожилым людям, женщинам (если ты мужчина).

Основные понятия морали

Хорошей традицией в этом плане могут быть семейные чтения, в которых участвует вся семья — и взрослые, и дети. Я бы с удовольствием предложила читать «67 золотых правил» каждый вечер.

Мы сейчас читаем в семейном кругу Л. Толстого «Войну и мир». При том, что дети выросли и мы взрослые, вопросы нравственности обрели большую глубину, а спрос на их обсуждение до сих пор актуален, поскольку в нашей жизни все же происходят события, о которых потом остается только сожалеть.

Никто в жизни не избежал чувства гнева. Иногда гнев необходим. Для того, чтобы противостоять врагу, например. Однако, если гнев становится привычкой, то он может быть направлен и вовсе не на врагов, а на близких людей. В гневе можно наговорить такого, о чем потом придется жалеть. Как правило, оправдания резким словам, брошенным в гневе, найти невозможно. Остается только горько жалеть, что отношения навсегда, или надолго испорчены. Чувство обиды поселяется в сердце, а открытые раны болят и не дают покоя.

В книге «67 золотых правил» написано, что

«когда мудрый человек теряет самообладание, он также лишается и мудрости».

В порыве злости часто человек все «валит в одну кучу», применяет обобщения и как бы раздвигает временные рамки данного события на все события в жизни. Это фразы типа: «вечно ты все портишь», » ты всегда думаешь только о себе», «о чем бы тебя не попросили, у тебя один ответ…» и так далее.

В таких тяжких обвинениях противоположной стороне трудно найти пункты согласия. Поэтому война может оказаться затяжной, а мир недосягаемым. Кроме того, обобщения подобного рода — это ложь. Человек не может быть плох во всем. Произнося несправедливые слова, мы сеем обиду, которую невозможно забыть.

Как же быть, если вы испытываете злость? Да, злитесь только на ситуацию, которая вызвала в вас разочарование, но не на человека. Ваши слова должны быть направлены на именно саму ситуацию, а не на партнера по общению. Не переходите на личности — это та черта, из-за которой трудно вернуться в прежние добропорядочные отношения. Человеку же можете сказать, как вы его любите и цените. А ситуацию подвергайте критике сколько угодно.

Как сказал мудрый поэт и философ 11 века Соломон-ибн-Габриэль: «Я могу отказаться от того, что еще не сказал, но я не могу забрать обратно то, что уже сказано».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *