Дети и искусство

Сегодня я была свидетельницей проходившего на площади города Находка конкурса детского рисунка на асфальте. Конкурс проводила пожарная часть города, поэтому огромные красные пожарные машины красовались прямо перед зданием дома культуры, а в полевой кухне поспевала гречневая каша с тушенкой. Дети с увлечением рисовали на асфальте разноцветными мелками дорогие их сердцу картинки: огромные цветы, разноцветные домики с цветными окошками, сказочные зверюшки и даже красные пожарные машины.

А я вспоминала свои детские впечатления от разноцветных карандашей. Я просила маму, чтобы она пораньше привела меня в садик, чтобы я успела «занять» несколько любимых цветных карандашей: желтый, розовый, голубой и салатно-зеленый. Этими волшебными палочками, так чудесно пахнувшими деревом и лаковой краской, которой они были покрыты, я творила свой чудесный мир на бумаге: розовый домик под березкой с зелеными листочками, и , непременно, красивую девочку с ярко-голубыми глазами. А для того, чтобы глаза получались ярко-светящимися, я украдкой слюнявила голубой карандаш. Мой рисуночный мир оживал и начинал жить своей самостоятельной и неповторимой жизнью. Реальный мир отступал куда-то за границы осязаемости и становился призрачным, туманным, пока группа наполнялась детьми, время исчезало. Возвращал обратно меня голос воспитательницы, которая вплывала откуда-то сверху и говорила, что пора мыть руки и завтракать…

Сейчас мне очень хорошо понятно, что характерной чертой и особенностью детей является то, что в них проявляется тесная связь душевного и телесного. В отличие от взрослых они топают ногами, когда злятся, а от радости готовы прыгать до потолка. Взрослые же стремятся скрыть свои инстинктивные проявления аффектов.

Овладевая творчеством, дети знакомятся со своим чувственным миром и учатся им управлять. Ребенок учится достигать художественной цели, овладевая миром вещей: мелками, карандашами, красками, пластилином, глиной. Одновременно он учится внутреннему самообладанию, которое развивается по мере его научения и освоения методов художественного творчества. Так, осторожный ребенок вынужден стать более смелым, торопыга — осторожным, упрямый учится быть более приспособленным.

Нет сомнения, что искусство оставляет глубокий воспитательный след в душе ребенка, однако не всегда это так очевидно. Не всегда мы видим насколько это воздействие глубоко и продолжительно.  И, тем не менее, мы можем сказать, что глубже всего человеком усваиваются те привычки, которые он сумел развить в себе в детском возрасте. С течением времени что-то меняется, но многое остается неизменным: это может быть положительная или отрицательная установка по отношению к окружающему миру, к людям.

В раннем детстве в человеке дремлют многие инстинкты. Задача взрослых — превратить их в позитивные качества личности, такие как желание принимать в жизни активное участие. Желание тратить на это свое время и усилия.

В ходе творчества ребенок привыкает бороться за достижение цели, он вовлекается в эту борьбу всем своим существом, каждой клеточкой своего тела. И, еще, самое главное: он привыкает бороться не потому, что его ждет за это награда, а просто потому, что это интересно само по себе.

А сколько вы знаете взрослых, которые и пальцем не пошевельнут, если за их деятельность не будет предполагаться материальное вознаграждение? Жизнь, как интереснейший процесс проходит мимо, так как власть денег и их контроль над нами, над нашей деятельностью становится всеобъемлющей.  Вот и сейчас, предлагают поехать в Сеул, выступить с песнями за небольшую плату, а коллектив сопротивляется (а сколько нам за это заплатят?). Народ, а приключения, а мир посмотреть не хочется?

Но не думаю, что все так плохо, когда вижу цветники вокруг домов, кем-то вырезанные деревянные скульптуры на детской площадке, устроенный конкурс рисунка на асфальте для детей. С полевой кухней, с выездом пожарных машин, со светлыми улыбками взрослых… и детьми, рисующими прямо на асфальте…

Дети и искусство: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *