Логическое мышление. Дедукция и индукция. Фиксированные идеи.

логическое мышление
Логическое мышление

Что есть наше умение логически мыслить? Логическое мышление – это способность применять законы логики в рассуждениях. Человек, который знает законы логики, способен делать правильные выводы. Он может по исследованию одной капли воды прийти к выводу о том, что существует океан и Ниагарский водопад, даже если бы этот человек никогда не видел этих природных объектов.

Или, возьмем в пример термоядерный синтез на Солнце – ученые никогда не видели этого воочию и не могли непосредственно установить этот факт. Однако, используя законы логики, они пришли  к такому умозаключению: солнце излучает энергию благодаря термоядерному синтезу.

Вам, наверное, приходилось слышать о таких методах как дедукция и индукция. Конечно, о первом методе многие знают благодаря герою А. Конан-Дойла Шерлоку Холмсу. Шерлок умел мастерски определить личность человека (его происхождение, откуда родом, где служил, когда ушел в отставку и прочее) по одному его внешнему виду. Холмс вершил свое следствие, раскручивая нить преступления с логической последовательностью  истинного ученого. Это повергало в изумление окружающих. Однако в самих его рассуждениях не было ничего таинственного и необычного. Для этого требовалась феноменальная наблюдательность и умение оперировать законами логики.

Что же такое дедукция? Дедукция – это умозаключение, которое следует из одного или нескольких истинных высказываний. Причем, это умозаключение следует из истинных посылок с логической необходимостью. То есть, из истинных посылок следует истинное умозаключение.

Метод дедукции подобен точному выстрелу и попаданию в цель.

Примером могут быть высказывания: «Идет дождь, поэтому мои сапоги намокли». «Сейчас день и на небе нет облаков, следовательно, светит солнце». «Все жидкости текучи. Вода-жидкость, следовательно, вода текуча». Дедукция также следует от общего к частному.

В отличие от дедукции индукция охватывает в своем распространении более широкий класс явлений. От единичных истинных утверждений она переносит истинность на более широкий класс явлений. Это похоже на тот случай, когда горохом стреляют по воробьям. Можно попасть, а можно и не попасть. Примером индукции являются следующие рассуждения:

«Вы согласны, что 1-простоечисло? –Да. Вы согласны, что 2 и 3 – тоже простые числа? –Да.- Вы согласны, что 1,2,3 – натуральные числа? – Да. Тогда вывод: все натуральные числа – простые»

А вот вывод не верен. Не все натуральные числа являются простыми, то есть делящимися только на 1 и на само себя. К примеру, число 9-натуральное, но помимо деления на 1 и на 9 делится еще и на 3. То есть, индуктивные выводы могут являться либо верными, либо неверными и сами по себе нуждаются в доказательстве, или в опровержении.

К примеру, прав ли учитель, когда говорит, что ученик ни на что не способен, если у него 3 по математике. Фактически, учитель пользуется индукцией, распространяя частный опыт ученика на всю его жизнь. Примером противного был Эйнштейн, который имел «3» по математике в школе, а во взрослой жизни был гением и подарил миру теорию относительности.

Все наши умозаключения, строящиеся по типу «от частного к общему» являются индукцией и нуждаются в обосновании. К примеру, высказывание: «Моя жена – лжет, следовательно, все женщины – лгуньи» — является индукцией и в данном случае не являются истинными. Индукцией являются многие оценочные суждения, типа: «Он – дурак», «Он – умный человек», «Т ы ни на что не способен», «Я могу всё» и тому подобное.

Найти место и рамки применимости  утверждения, которое следует из применения метода индукции,  можно следующим образом: необходимо обнаружить класс явлений, объектов,  для которого данное утверждение является частным случаем.

Примером может служить Теория относительности Эйнштейна, которая включила механику Ньютона как частный случай и позволила оперировать законами Ньютона при малых скоростях.

Беда в том, что, применив метод индукции на какую-то часть явлений в своей жизни и сделав неправильный вывод из частной посылки, некоторые люди превращают этот вывод в фиксированную идею, которая претендует не много ни мало на истинность (коей на самом деле, конечно же, не является) и распространяется на весь класс явлений.

Что происходит в данном случае? Эта застывшая идея, представление, отрывается от жизни, от соответствующей ситуации и используется повсюду без какой-либо проверки. Самое неприятное, что эта мысль возводится человеком в ранг истины и никогда не пересматривается.

Доходит до абсурда. Представьте себе такой утрированный случай. Предположим, что некий человек абсолютно уверен в том, что все красное для него опасно. Давайте предположим, как это бы повлияло на его жизнь. Конечно, он постарался бы исключить все красное из своей жизни: не носить одежду красного цвета, не сажать на своем газоне красные цветы, не есть помидоров, арбузов, ненавидеть красную помаду жены, закатывать ей скандалы по поводу её макияжа. Предположим, у него есть овощной магазин. В нем никогда не продают помидоры, арбузы, редиску, свеклу. А работник, носящий что-либо красное представляет опасность и увольняется.

Смешно? Не похоже на правду? А я вам скажу, что очень даже похоже, и может до неузнаваемости изменить жизнь человека. Причем, фиксированные идеи не всегда осознаются самим человеком, а потому идея становится еще более опасной, потому что действует на подсознательном уровне.

Как с этим быть, как расфиксировать застывшую идею, поговорим в следующей публикации.

В этой статье мы познакомились с методом индукции и методом дедукции. А также, что происходит с человеком, когда он фиксирует свой вывод, который не является истиной а демонстрирует незнание законов логики. Таким образом, делаем вывод, что знание законов логики и правильное их применение – есть залог нашей успешной жизни.

Логическое мышление. Дедукция и индукция. Фиксированные идеи.: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *